Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
https://sdo.edu.orb.ru/index.php.
Документы
• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;
• Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;
• Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №840 от 15.09.2021 г.;
• Приказ минобразования Ростовской области № 864 24.09.2021 "Об утверждении региональной команды для координации работ по формированию функциональной грамотности";
• Письмо о Всероссийском семинаре "Формирование и оценка функциональной грамотности";
• Письмо "Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности";
• План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области, на 2021-2022 учебный год;
Дополнительная информация
• Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников";
• Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов);
• Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником;
• 7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников;
• Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников? ;
• Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах;
• Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?;
• Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности;
• Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»;
• Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»;
• Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»;
• Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности.
Методические материалы (из опыта работы)
• Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках биологии >>
• Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы >>
• Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе >>
• Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках математики (сборник задач) >>
• Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности при проведении внеклассной работы по математике >>
Семинары. Вебинары
• "Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы" Горбунько Т.А.
• "Управление качеством образования: функциональная грамотность в контексте ФГОС и PISA" Иванова Н.Б. декабрь 2021
• Циклограмма проведения вебинаров региональной рабочей группы в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся для муниципальных рабочих групп в 2021-2022 учебном году.
• "Управление качеством образования: функциональная грамотность в контексте ФГОС и PISA" Иванова Н.Б. ноябрь 2021
• Программа методологического семинара "Реализация региональной модели формирования функциональной грамотности обучающихся". 27 октября 2021 года
Протокол методологического семинара "Реализация региональной модели формирования функциональной грамотности обучающихся". 27 октября 2021 года
• "Организация работы по повышению функциональной грамотности обучающихся" Беловицкая С.И.
• "Управление качеством образования: функциональная грамотность в контексте ФГОС и PISA" Иванова Н.Б.
• "Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности" Левченко А.А.
• "Вопросы формирования и оценки естественнонаучной грамотности" Россинская С.А.
• "Практикоориентированные подходы к развитию креативного мышления" Кичак А.В.
• "Функциональная грамотность. Глобальные компетенции" Горбунько Т.А.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Рассыпянская средняя общеобразовательная школа №38