Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Общая информация

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:

- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

 

Банк заданий

https://fg.resh.edu.ru/;

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti;

http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;

https://sdo.edu.orb.ru/index.php.

Документы

• Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»;

• Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»;

• Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области №840 от 15.09.2021 г.;

• Приказ минобразования Ростовской области № 864 24.09.2021 "Об утверждении региональной команды для координации работ по формированию функциональной грамотности";

• Письмо о Всероссийском семинаре "Формирование и оценка функциональной грамотности";

• Письмо "Об обеспечении использования Электронного банка заданий по оценке функциональной грамотности";

• План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Ростовской области, на 2021-2022 учебный год;

  • Приказ отдела образования Администрации Песчанокопского района от 19.10.2021 г. №251 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»;

Дополнительная информация

• Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников";

• Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (Методическое пособие для педагогов);

• Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником;

• 7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников;

• Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников? ;

• Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах;

• Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?;

• Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности;

• Конференция «Формирование функциональной грамотности у российских школьников: реализация на практике»;

• Конференция «Формирование функциональной грамотности с использованием цифровых инструментов»;

• Конференция «Формирование метапредметных умений у российских школьников на базе цифровых образовательных сервисов»;

• Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности.

Методические материалы (из опыта работы)

• Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках биологии >>

• Формирование и оценка функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы >>

• Приёмы технологии критического мышления как средство развития читательской грамотности на уроках в начальной школе >>

• Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности на уроках математики (сборник задач) >>

• Использование Банка заданий для формирования и оценки функциональной грамотности при проведении внеклассной работы по математике >>

Семинары. Вебинары

• "Основные подходы к оценке глобальных компетенций учащихся основной школы" Горбунько Т.А.

• "Управление качеством образования: функциональная грамотность в контексте ФГОС и PISA" Иванова Н.Б. декабрь 2021

• Циклограмма проведения вебинаров региональной рабочей группы в части формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся для муниципальных рабочих групп в 2021-2022 учебном году.

• "Управление качеством образования: функциональная грамотность в контексте ФГОС и PISA" Иванова Н.Б. ноябрь 2021

• Программа методологического семинара "Реализация региональной модели формирования функциональной грамотности обучающихся". 27 октября 2021 года

Протокол методологического семинара "Реализация региональной модели формирования функциональной грамотности обучающихся". 27 октября 2021 года

• "Организация работы по повышению функциональной грамотности обучающихся" Беловицкая С.И.

• "Управление качеством образования: функциональная грамотность в контексте ФГОС и PISA" Иванова Н.Б.

• "Особенности заданий для формирования и оценки математической грамотности" Левченко А.А.

• "Вопросы формирования и оценки естественнонаучной грамотности" Россинская С.А.

• "Практикоориентированные подходы к развитию креативного мышления" Кичак А.В.

• "Функциональная грамотность. Глобальные компетенции" Горбунько Т.А.

 

Официальный сайт 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение 

Рассыпянская средняя общеобразовательная школа №38

Адрес: Ростовская обл.,
Песчанокопский район,
село Рассыпное, ул. Ленина,16
Тел.: +7(86373)9-31-01
   edu.ru.gif   rosobrnadzor.gif   prav_ro.gif